«Тормоза не откажут на спуске…» — рефрен популярного шансона для дальнобойщиков. Это пожелание актуально для всех, сидящих за рулем. Главный элемент дисковых тормозов — сам диск. Если степень его износа превышает допустимую величину, или возникли трещины, требуется срочная замена. К сожалению, покупка часто оказывается неудачной: вибрации при торможении, увеличившийся тормозной путь, ускоренный износ поверхности трения. Как избежать этого, узнаете из предлагаемой вашему вниманию статьи.          

 

Классификация

Различают следующие виды тормозных дисков:

По конструкции:

  • Цельные. Диск выполнен заодно со ступицей.
  • Составные. Тормозной диск выполнен отдельным, что уменьшает стоимость его замены.

По размерности:

  • Штатные — в соответствии с первичной комплектацией.
  • Увеличенные. Диски большего диаметра требуют новых проставок для тормозного суппорта, более толстые — замены суппортов.

По материалу:

  • Чугунные. Состав — от перлитного чугуна с повышенным содержанием углерода и серы до уникальных рецептов, разработанных для изделий премиум-класса.
  • Карбоновые или керамические. Композитный материал, состоящий из частиц карбида кремния или керамики, армированных углеродным волокном.

Дополнительные опции:

  • Вентилируемые — две стенки соединены между собой перемычками (радиальными или типа «кенгуриный след»). Такая конструкция способствует лучшему охлаждению тормозной поверхности, а, следовательно, и повышению эффективности тормозов.
  • Перфорированные — снабжены сквозными отверстиями. Отводят от тормозной поверхности пленку раскаленных газов, играющую роль смазки и ухудшающую сцепные свойства пары трения колодки-диск.
  • С канавками спиральной, тангенциальной или орбитальной формы для удаления с поверхности диска продуктов износа.

По назначению:

  • для обычной езды;
  • спортивные.

 

Бренды и производители

Группа лидеров:

  • Фирма Otto Zimmerman (Германия) специализируется на производстве спортивных вентилируемых дисков. Ассортимент охватывает почти весь модельный ряд современных иномарок.
  • Немецкая фирма Continental Teves Inc выпускает диски под брендом ATE, заслужившие признание во всем мире. Хороши для спокойной городской езды.
  • Итальянская компания  Brembo производит тормозные системы, отличающиеся высокой надежностью и удовлетворяющие всем стандартам безопасности. Ее продукция особенно ценятся любителями спортивного вождения.
  • Тормоза Lucas (корпорация TRW, Англия) славятся проработкой конструкции и безотказностью в работе, что способствует их широкому распространению.
  • Торговая марка Textar (объединение TMD Friction Group, Германия) известна с 1913 года. Тормозные диски этой компании не только надежны в работе, но обеспечивают комфортное торможение и большой пробег до износа.   

Хороший уровень качества:

VAG, Ferodo, Bosch, MINTEX, Pagid, NK, NiBK, ABS, DBA, Lemforder, Schneider.

Менеепопулярныемарки:

Road House, Remsa, Delphi, Sat, Meyle, Jurid, Lockheed, Bendix.

 

Какой выбрать

Карбоновые и керамические диски легче чугунных и более эффективны в экстремальных условиях, например при длительной езде с частыми интенсивными торможениями. Они сохраняют высокий коэффициент трения даже при нагреве свыше 900° C. Однако в этом кроется и недостаток этого материала — наибольшая эффективность торможения достигается только после предварительного прогрева. То есть, если вы сравнительно редко пользуетесь педалью тормоза (спокойная манера вождения, загородные поездки), то новые тормоза могут вас разочаровать. Зачем же тогда было переплачивать?

Какие тормозные диски лучше? Расставим изделия по ранжиру:

  1. Наиболее эффективными являются вентилируемые с двойными стенками, снабженные перфорацией или насечкой.
  2. Успешно переносят нагрев диски со сплошной стенкой и сквозными отверстиями. Вид у них очень эффектный, но при этом они склонны к возникновению трещин вокруг сверлений и несколько шумны при торможении.
  3. Чуть меньше стойкость к нагреву тормозов с канавками (без отверстий). Зато они более прочны и долговечнее за счет самоочищения тормозной поверхности.
  4. Обычные диски без канавок и отверстий обеспечивают паспортный тормозной путь при обычных ездовых условиях.

Для того чтобы сделать правильный выбор тормозных дисков, оцените свой стиль вождения. Если вы предпочитаете спокойную, размеренную езду без резких торможений, соблюдаете разумную дистанцию, можете прибрести изделия ATE, Textar, VAG, Ferodo, Bosch. Любителям спортивно-агрессивной манеры езды больше подойдут тормоза Zimmerman, Brembo, ATE. Безусловно, можно покупать диски и других, не столь именитых производителей. Главное — не купить контрафакт.

 

Признаки подделки

На первый взгляд контрафактные диски как будто ничем не отличаются от оригинала, однако их качество вызывает сомнения. Есть несколько признаков, по которым можно отличить подделку. Вот некоторые из них:

  • внутренние ребра вентилируемых дисков у подделки сливаются с боковыми стенками без плавного перехода;
  • у фальшивок диск зачастую бывает заметно тоньше;
  • поддельные диски обычно легче за счет экономии на металле;
  • оригинал обязательно имеет маркировку предельно допустимой толщины;
  • на фирменных изделиях маркировка наносится машинным способом, то есть шрифт должен быть ровным и одинаковой глубины;
  • подделки иногда отличаются цветом металла и характером обработки.
  • упаковка должна быть аккуратной, шрифт этикетки — четким, неразмытым, хотя это не всегда гарантирует подлинность изделия.

Кроме того, торговля и производители применяют свои методы защиты.

Например, интернет-магазин Emex размещает в сети перечень признаков конкретной подделки под продукцию концерна Toyota из 7 пунктов, включая несоответствующие стикеры, маркировку, заводской штамп и отличающийся цвет металла.

Фирма Bembo публикует на своем сайте 5 советов, как не попасться на удочку мошенников, пытающихся заработать на имидже знаменитой компании. Так, покупатели, желающие купить какой-либо компонент тормозной системы, получают вместе с товаром идентификационную (антиконтрафактную) карту, запечатанную в конверт вместе с инструкцией. Под защитным слоем находится 6-значный код, подтверждающий оригинальность изделия. Проверка производится прямо в магазине путем обращения на сайт компании с компьютера или смартфона.

 

Итак, при выборе тормозных дисков нужно ориентироваться на стиль вашего вождения, техническую документацию автомобиля и предполагаемый бюджет покупки. Главное — не купить подделку. Надеемся, что эта статья поможет вам не ошибиться с покупкой.