Каждый владелец мототранспорта знает, что такое автомобильный электрический аккумулятор или автомобильная аккумуляторная батарея (акб). Устройство используют в бортовой сети как дополнительный источник электроэнергии и часто используют для запуска неработающего мотора. Севший аккумулятор подзаряжают, отслуживший положенный срок меняют на новый. Вот тогда и возникает вопрос: - Нужно ли заряжать новый аккумулятор? Ответ на него перекликается с основными требованиями к АКБ при выборе для покупки – дате выпуска, напряжению на клеммах. Если выбрать правильно аккумулятор автомобиля, новое устройство заряжать не придется, а только в процессе эксплуатации его нужно будет подзаряжать.

Какие бывают АКБ

Работа автомобильного аккумулятора связана с прохождением тока через электролит, для создания разности потенциалов в АКБ есть отрицательно заряженные пластины-катоды и положительно заряженные аноды. Во время электролиза, когда отрицательно заряженные электроны устремляются к аноду, электролит истощается, на стенках пластин появляется осадок, а напряжение между пластинами падает.

Бывают аккумуляторы:

-кислотные, в них для электролиза используется раствор кислоты;

-щелочные, в которых пространство между электродами заполнено щелочной средой;

-гелиевые с желеобразным электролитом. 

Часть воды водного раствора испаряется, для поддержания способности электролита проводить ток обслуживание аккумулятора требует периодически восполнять воду раствора. Называют такие аккумуляторы обслуживаемыми.

Корпус гелиевых АКБ закрыт герметично, вода электролита в процессе электролиза не испаряется, жидкость в них доливать не нужно, за что называют их необслуживаемыми. Независимо от того, обслуживаемый аккумулятор или нет, заряжать его можно.

Когда нужен заряд для нового аккумулятора

Не следует полагаться на то, что аккумуляторная батарея новая и ее зарядил производитель, и поэтому перед использованием ее заряжать не нужно. Заряженный аккумулятор теряет часть емкости в дороге, при складском хранении. Чем больший промежуток времени отделяет от момента его изготовления, тем большей саморазрядке подвергся прибор. Если приобретенная АКБ выпущена полгода назад, ей нужна подзарядка.

Заряд нового аккумулятора автомобиля можно оценить, используя вольтметр, мультиметр. Если при прикосновении щупов к выводам батареи напряжение находится в пределах 12,6─12,9 V, заряжать устройство не надо. При напряжении на клеммах АКБ меньше 12 вольт подзарядка нужна, показание ниже 11 вольт говорит о необходимости полноценной зарядки.

Зарядка АКБ и ее особенности 

Зарядные устройства называются еще выпрямителями – они переменный ток преобразуют в постоянный. На панели выпрямителей есть переключатели для выбора режима подзарядки при напряжении 12 или 24 V, возможна регулировка силы тока. Чтобы не причинить вреда новому устройству, следует придерживаться рекомендаций:

-оптимальную силу тока для зарядки батареи рассчитывают, беря 10% от номинального значения энергоемкости АКБ. К примеру, при энергоемкости устройства 65 Ач нужно выбирать силу тока не более 6,5 А;

-напряжение на клеммах выпрямителя надо рассчитывать по формуле: номинальное напряжение АКБ +10% от него. При напряжении полностью заряженной батареи 12,6 V рассчитанное для зарядки батареи будет 12,6 + 1,26 = 13,86 V;

Экстренно быстрая зарядка проводится током 20-30 А. Такая частая подзарядка отрицательно скажется на состоянии АКБ. 

Заряжать аккумуляторную батарею можно в режиме постоянного тока или напряжения. Перед зарядкой нужно вывернуть пробки, а сам процесс вести в хорошо вентилируемом помещении и никогда не заряжать батарею дома.

Заряжаем новую аккумуляторную батарею в режиме автомат 

Если новый аккумулятор разряжен немного (напряжение на клеммах в пределах 12 V), то его подзарядить просто – его нужно поставить на подзарядку в автоматическом режиме. На выводах батареи при постоянном напряжении 15-16 V ток в процессе зарядки будет падать, и зарядка прекратится при его значении 200 мА.

Режим удобен тем, что процесс протекает без контроля и вмешательства человека.

Когда новая АКБ быстро разряжается

Когда новый аккумулятор быстро разряжается, выяснить, почему это происходит, поможет обследование электронной проводки автомобиля c помощью вольтметра.

Сравнение показаний напряжения, замеренных на клеммах генератора и аккумулятора, даст общую картину:

-если напряжение в генераторе превышает напряжение в батарее, например, 14 V против 13,5 V или ниже, то аккумулятор недозаряжен. Для выравнивания показаний приходится зачищать контакты обоих устройств;

-напряжение меньше 14 V на клеммах генератора означает неисправность этого устройства. Для ее устранения понадобится ремонт и помощь специалистов автоцентра;

-напряжение больше 14 V на клеммах генератора приводит к перезарядке АКБ, перегреву электролита, снижению его уровня из-за испарения воды.

Разряжать аккумуляторную батарею могут включенные в бортовую цепь авто современные приспособления, которые повышают комфорт водителя и пассажиров – гаджеты, видеорегистратор, антирадар, камера заднего вида, видеопроигрыватель. Когда генератор не справляется с запиткой устройств, на помощь приходит аккумуляторная батарея. Способствуют разрядке приборы и устройства, оставленные включенными при выключенном зажигании.