Некоторые автовладельцы недооценивают серьезность масляного голодания двигателя и не проверяют регулярно, сколько масла залито. Иные полагаются полностью на автоматику – производители устанавливают на современные модели защиту, срабатывающую тогда, когда мало масла. При оповещении звуковой сигнализацией или индикацией на панели о понижении уровня жидкости двигателя нужно сразу же остановить автомобиль и проверить уровень масла. Если щуп сухой или моторного масла немного, движение продолжать нельзя. Чтобы не доводить вождение до аварийной сигнализации и не надеяться полностью на датчик (он может выйти из строя), нужно не допускать масляного голодания двигателя. На кону стоит работоспособность важнейшего агрегата машины, восстановление которого затратно.

Под масляным голоданием понимают такое состояние двигателя, когда его детали недополучают смазки или вообще работают без защитного масляного слоя. Последствия от низкого уровня масла в двигателе зависят непосредственно от величины отклонения уровня от нормы и от вождения машины в то время, когда масляной смазки недостаточно.

Даже если уровень на пределе нормы

При спуске машины или подъеме, когда уровень чуть ниже нормы, масло перетекает на ту сторону поддона, где нет масляного насоса, а затем при изменении автомобилем положения стекает с восстановлением уровня, но в жидкости появляется воздушная пробка. Воздух, попавший в систему смазки, кратковременно оставляет коленвал без масляной защиты. Трение металлических поверхностей сказывается истиранием алюминиевого вкладыша. Если ситуация повторяется, коленвал, выплавленный из стали высочайшей прочности, изнашивается.

Последствия, когда масла мало

Плохая смазка между трущимися деталями и ее отсутствие ускоряет износ деталей. При недостаточной смазке трущиеся поверхности излишне разогреваются, и двигатель перегревается. А работа силового агрегата за пределами температурного регламента сокращает срок его эксплуатации, ведет к ранним ремонтам.

Знание, как влияет недостаток смазки и на какие детали, поможет водителю осознать важность поддержания уровня масла и продлит жизнь двигателя:

- на коленвале есть противовесы, которые черпают жидкость из картера и подают ее на стенки цилиндров. Когда они не достают до смазывающей жидкости, без защиты остаются поршневые кольца и стенки цилиндров. Трение деталей уменьшает их срок службы;

- результат масляного голода можно наблюдать, когда автомобиль заводят. Машина дергается, потому что изношенные из-за недостатка смазки маслосъемные кольца мотора не снимают масляную пленку. Масло стекает на свечи и мешает нормальному зажиганию, а сгоревшее в камере окрашивает выхлопной газ в синий цвет. Расход жидкости резко возрастает, что усугубляет ситуацию. Без ремонта двигателя не обойтись;

- при недостатке смазки повреждаются распредвалы. При быстром вращении они нагреваются, расширяются, их заклинивает и часть деталей с силой вырывает;

- при низшем уровне заклинивает распредвалы, коленвал, поршни силового агрегата и вырывает блок двигателя. Если такое случилось, выгоднее отказаться от замены поврежденных деталей, лучше сразу заменить весь агрегат. Такой не дешевый ремонт лучше предупредить, чем оплачивать.

Как предупредить низкий уровень масла

Надо взять за правило проверять уровень масляной жидкости раз в неделю или каждые 10 дней. Не переливать масло выше положенной отметки на щупе – избыток вреден для двигателя, как и недостаток.

Процедуру замера уровня проводить на холодном силовом агрегате или дав ему остыть после поездки (в зависимости от погоды 10 мин, полчаса), чтобы вся жидкость стекла со стенок.

При замере машина должна принимать горизонтальное положение.

Для получения достоверного результата проверку нужно делать последовательно, раз за разом, 2 раза.

Низким считается уровень, который между отметкой min и max находится ниже середины, критически низким – находящийся ниже отметки min. 

Причинами масляного голодания двигателя, кроме низкого уровня, могут еще быть:

 - несвоевременное ТО с заменой масла. От длительного использования повышается вязкость жидкости, и она забивает каналы, зазоры двигателя;

- изначально некачественное масло. Чтобы исключить заправку плохим маслом, жидкость нужно покупать в надежных магазинах, а ТО проходить в сервисных центрах с хорошей репутацией;

- упасть уровень может при разгерметизации прокладок и корпуса блока цилиндров, из-за неплотно закрытой горловины, предназначенной для залива жидкости.