Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля

26 июля 2018

Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля и не навредить ему?

Если через несколько лет эксплуатации отопитель вашего автомобиля стал греть заметно хуже, дело, скорее всего, в уменьшении пропускной способности радиатора печки. В этом случае его нужно промыть. Однако при выполнении этой операции на алюминиевом теплообменнике следует быть осторожным, поскольку не все средства одинаково безопасны для алюминия.

 

Виновата ли я?

В том, что печка греет уже не так эффективно, могут быть и другие причины, кроме вышеназванной. Со временем засоряются соты теплообменника, салонный фильтр. Если последний еще доступен для обслуживания, то прочистка внешней поверхности радиатора — целая эпопея, поскольку для этого требуется разобрать почти всю переднюю панель.

Поэтому следует убедиться в том, что причина именно в отложениях внутри радиатора печки. Наиболее простой метод проверки основан на следующем. У нового аппарата вся поверхность греет с одинаковой интенсивностью. Когда трубки начинают зарастать грязью и шламом, температура по ходу движения теплоносителя уменьшается, подобно тому, как у человека с забитыми холестерином кровеносными сосудами мерзнут ноги.

Для проверки заведем двигатель и дадим ему прогреться до рабочей температуры. Затем откроем все четыре диффузора на передней поверхности торпедо и включим на максимум работу печки. Ладонью сравним температуру воздуха, выходящего из разных каналов отопителя. Неплохо воспользоваться прибором для измерения температуры — пирометром. Если со стороны подводящего бачка воздух заметно теплее, наши подозрения подтверждаются, и радиатор подлежит промывке.

 

Немного теории

Процесс мойки изделий из алюминия и его сплавов не так прост. Средства, обычно применяемые для мойки медных радиаторов, для алюминия представляют опасность. Вот чем оборачивается экономия автопроизводителей, повсеместно заменяющих медь алюминием. Поэтому следует грамотно подходить к выбору промывочных средств и жидкостей.

Дело в том, что алюминий, как активный металл, реагирует не только со всеми щелочами, многими кислотами, но даже с водой. Благодаря окисной пленке на поверхности металла он проявляет коррозионную устойчивость в нейтральной среде (pH=7). Моющие средства с кислотным характером воздействия (pH<4,8) при определенной концентрации могут разрушать поверхность алюминия. Моющие растворы, обладающие щелочной реакцией (pH>9,5), например — поташ, сода, каустическая сода, агрессивны по отношению к алюминию.

Иногда утверждают, что медные радиаторы следует промывать щелочными растворами, а вот алюминиевые — кислотными, поскольку алюминий, дескать, кислот не боится. В подтверждение приводят тот факт, что азотную и серную кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. И это действительно так. Но дело в том, что активность кислот по отношению к алюминию зависит от их концентрации. Так, 98% серная кислота мало активна к этому материалу, так же как и азотная. Более того, они даже способствуют образованию защитной окисной пленки на его поверхности. А вот в разбавленных растворах кислот серебристый металл коррозионно нестоек.

 

Основная сложность выбора промывки

При работе двигателя в системе охлаждения (СО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) происходят различные физические процессы. Из охлаждающей жидкости (ОЖ) выпадают осадки в виде солей, продуктов коррозии деталей, окисления антифриза, а также жир и грязь. Эти составляющие растворяются кислотами или щелочами:    

а) Продукты коррозии и накипь. Наиболее эффективно растворяются кислотами.

б) Жировые образования, продукты распада присадок антифриза, масла. Нейтрализуются с помощью щелочей.

Поскольку при взаимодействии кислоты со щелочью происходит реакция нейтрализации, объединить в одном средстве эти составляющие невозможно. То есть — одни отложения удаляются только кислотой, а другие — щелочью. Отсюда вывод: или удалять только те загрязнения, которые преобладают в конкретном случае, или использовать поочередно оба средства. Определить характер загрязнений можно только при сливе из системы старой ОЖ. Например, что более характерно для отработки: жирная маслянистая субстанция или взвесь накипи и ржавчины. На сегодня все известные средства могут удалять только один вид загрязнения. Кроме того, кислотные промывки, используемые с нарушением концентрации и технологии процесса, могут оказать негативное воздействие на компоненты СО.

 

Вредные советы

Если забить в поисковике интернета строчку — «чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля», на вас обрушится вал оптимистических советов. При этом, наряду с действительно адекватными предложениями, много провокационных рекомендаций на тему — как быстрее «угробить» этот узел.

При этом некоторые рекомендуемые средства (лимонная кислота, пищевой уксус) еще можно в крайнем случае использовать, соблюдая разумную пропорцию. Так, раствор лимонной кислоты делают из расчета 200 – 250 г порошка на 10 литров, столовый уксус разводят в количестве 500 мл на ведро воды.

Напоминаем: концентрация уксусной кислоты составляет 70%, что необходимо учесть при расчете пропорции.

Фанаты прохладительных напитков Кока-кола, Фанта и других им подобных забывают, что эти жидкости обладают резко выраженной кислотной реакцией, кроме того содержат сахар, который может откладываться в системе. Есть ли смысл использовать для промывки радиатора бытовые очистительные средства типа Доместос, Комет, Крот, когда выпускаются промывочные жидкости, предназначенные специально для систем охлаждения ДВС? Экономия в данном случае не оправдывает возможного вреда.

Внимание: большинство щелочей (пищевая сода, поташ, каустическая сода) для алюминиевых радиаторов противопоказаны.

 

И что же выбрать?

Отечественные и зарубежные производители предлагают различные продукты, предназначенные для промывки систем охлаждения ДВС. В качестве примера рассмотрим промывочные средства от компании ЛАВР (Россия):

  • LAVR Radiator Flush Plus — при сильном засорении ОС.  Объем раствора — 9 – 11 литров. 
  • Radiator Flush 2×1 — для чрезвычайно загрязненных СО: растворитель накипи + нейтрализатор-ополаскиватель.
  • Radiator Flush Complete — комплексный очиститель. Безопасен для радиаторов и печек с трубками малого сечения. На 9 – 11 литров объема.

Зарубежные аналоги: LIQUI MOLY, Hi-Gear, FELIX и другие.

Единственным бытовым средством, не оказывающим вредного влияния на алюминиевый радиатор, является молочная сыворотка, служащая, в первую очередь, уникальным лечебным продуктом. Вот только где ее взять? Хорошо, если у вас есть знакомые на молокозаводе. Да и, поскольку, используется эта жидкость без разведения, требуется ее около ведра (на весь объем заливаемой жидкости). Более доступный вариант — купить в аптеке 600 г молочной кислоты и растворить ее в 10 литрах воды.

Вот, вкратце, все, что нужно знать, приступая к водным процедурам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам реанимировать алюминиевый радиатор печки, а не загубить его окончательно. Как промывать отопительный радиатор двигателя — тема другой статьи.

В нашем интернет-магазине вы сможете купить автозапчасти с доставкой по всей России. 

 

Популярные марки автомобилей для заказа запчастей

Audi
BMW
Citroen
Mercedes
Opel
Peugeot
Renault
SEAT
Skoda
Volkswagen
Lexus
Honda
Infiniti
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Kia
Daewoo
Hyundai
Chevrolet
Ford